Промышленность Промышленность и производство
Товары Закупки Добавить статью
Фирмы Новости Статистика
Услуги Статьи Ссылки
Вакансии
> Топливо, нефть, газ > Бензин > Спирт вместо бензина
- Высокооктановая добавка к бензинам КМТА
- ЭЛИКСИР БЕССМЕРТИЯ ДЛЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ
- Динамика движения цен на топливо в 2012 году
- Свойства бензинов.

Спирт вместо бензина

Оставить комментарий

11- 14 июля в Торонто (Канада) пройдет международный конгресс индустрии биотоплива и возобновляемой энергии. Почему же Россия, похоже, в очередной раз этот конгресс проигнорирует?

Неважно, когда на Земле закончится нефть, - через пятьдесят, сто или двести лет. Ясно, что этот источник энергии исчерпаем в принципе и, следовательно, ему рано или поздно надо будет искать альтернативу.

Вариантов человечество уже придумало несколько: атомные, геотермальные, ветряные и гидроэлектростанции; автомобили на солнечных батареях и водороде. Каждый имеет свои минусы. Все вместе напоминают поговорку о том, что если от одной заболевания изобретено множество лекарств, значит, ни одно из них полностью не вылечивает.

Этанол тоже не идеален. Но по мере того, как "чёрное золото" дорожает, с его недостатками мириться все легче.

Краткая история и география биотоплива

Идея использовать спирт в качестве топлива не нова. В 1860 г немецкий изобретатель Николаус Отто использовал алкоголь в своем четырехтактном автомобильном моторе, но потому что в те времена нефти было еще предостаточно, это ноу-хау осталось без внимания. А первая советская баллистическая ракета Р-1, испытанная в 1948 году, (в ее создании участвовал знаменитый конструктор С.Королев), работала на смеси кислорода и 75% водном растворе этилового спирта. Поэтому обращение к этанолу, как мощному источнику энергии, совершенно естественно.

Сегодня только лишь в Америке функционирует около сотни заводов, производящих этанол для автомобилей. Вот уже два года на Чикагской товарно-сырьевой бирже выставляется на торги новый товар - этиловый спирт, полученный из кукурузы. По словам директора отдела регулировки Ричарда Желинека (Richard A.Jelinek, director business development) за день заключается до 90 контрактов на сумму 2 млн долларов, каждый из которых составляет как минимум 30 тыс галлонов. (1 американский галлон- 3,78л).

Спиртовая индустрия призвана вытеснить ископаемые углеводороды, и в этом - ее стратегическая цель. При добавлении 10% спирта в бензин никаких модификаций моторов не требуется. Притом бензин, разбавленный спиртом, дает более экономичный расход топлива и меньший износ деталей.

Другое дело - переход на чистый этанол. Тут уже без модификации двигателя не обойтись. Но ход вытеснения бензина с рынка пойдет, видимо, без революционных рывков. Слишком сильно международное нефтяное лобби, и чересчур непросто «ставить на ноги» этанольную индустрию.

Начать работы по биотопливу американцев подтолкнуло эмбарго на арабскую "чёрное золото" 1973 г, когда американский конгресс всерьез озаботился поисками возобновляемых источников энергии. Но в таком случае громкое решение президента Джимми Картера по перепрофилированию нового завода для производства спиртных напитков в изготовитель по производству топливного этанола было во многом политическим жестом.

Сегодня американские президенты Д.Буш и Б.Клинтон заявляют, что переход на биотопливо (т.е. этанол) позволит США получить независимость от арабской нефти.

И, видимо, от поставок российской нефти тоже.

За идею биотоплива уже ухватилась Европа. Судя по всему, она готова всерьез побороться за рынок двигателей, работающих на спирте. Уже к 2010 году не менее 5,75% автомобильного топлива в ЕС должно производиться из возобновляемых источников энергии.

Страны Латинской Америки с их большими площадями сельхозугодий, твердо намерены контролировать рынок биотоплива. Уже в 60-е годы, когда в Бразилии появилась Энергетическая политика, основанная на биотопливе, эта страна стала лидером по производству этанола для автомобилей. Биотопливная программа Бразилии активно развивалась еще в 70-е годы прошлого столетия и назвалась «Про-Алко» (Proalcool). Она имела политическую поддержку, но когда произошла либерализация цен на алкоголь в 1999 году, правительственная поддержка «Про-Алко» прекратилась. Эта программа стала самоокупаемой.

В последнем выпуске зернового Совета США (Unаteed States Grain Council) приводится статистика, что сегодня Бразилия производит 4,5 биллионов галлона этанола, сами США - 3,8 биллионов галлонов, а Россия- 0.

В Азии несколько стран также запустили политически поддерживаемые биотопливные программы. Индийское правительство постановило, что 9 регионов и 4 области федерального значения обязаны продавать, начиная с 2003 года, автомобильное биотопливо E-5. Так и происходит.

Китай стремится создать новый рынок для избытка зерна, которое бы пошло на этанол, для того чтобы понизить использование нефти. Продвижение этанола в качестве биотоплива одобрил государственные Плановый и Торговый Комитеты Китая. А Закон о возобновляемой энергии получил поддержку народного национального конгресса Китая в 2005 году, и вступил в действие в январе 2006г.

Россия продолжает качать нефть.

Крепкий глоток свободы

Насколько же биотопливо экономически оправдано? Когда станут запущены новые государственные программы по биотопливу в Европе, Азии и Америке, спрос на топливный этанол, как пишет журнал Industrial biotechnology (№ 1 v2 spring 2006) для автомобильной индустрии, уже к 2020 году может вырасти за пределы 33 млрд галлонов, т.е. 125 млрд литров. Уже к 2020 году, по данным американского биотехнолога Грегори Больмана (Gregory M. Bohlmann), суммарный спрос на этанол в мире составит 125 биллионов литров.

Найдется ли достаточно сырья, для того чтобы изготовить эти объемы биотоплива?

Сегодня на этанол перерабатывают зерно, стебли сахарного тростника и солому. Из кукурузы получается топливный этанол отличного качества, а преимущественно из сортов, содержащих много крахмала. Именно кукурузный спирт производили американские фермеры во второй половине прошлого столетия, когда Америка почувствовала себя на пороге топливной революции. То время получило ностальгическое название «перегонный аппарат на каждом холме». К середине 80-х в США было порядка 180 спиртовых «мельниц», каждая из которых производила от 20 тыс. до 7 млн галлонов этанола в год.

После спада «мельничного бума» в США появились первые крупные биотопливные заводы. Каждый требовал штата в 35 человек, а постройка завода в среднем обходилась в 150- 170 млн долларов. Уже в 90-е годы прошлого столетия, этаноловые заводы США производили 30 млн галлонов спирта. При этом, побочные товары использовали как высококачественную белковую добавку для животных и птицы. Однако, вскоре стало ясно, что ездить на питьевом спирте – непозволительная роскошь. И в таком случае биотехнологии решили научиться гнать спирт из соломы.

Экономика процесса и ее тонкости

Экономика производства биотоплива зависит от трех факторов: себестоимости биомассы, дороговизны перегонки, политической конъюнктуры. Чтобы изготовитель по перегонке соломы на спирт себя окупал, необходимо, для того чтобы себестоимость соломы (с учетом ее доставки на изготовитель и хранения) «вписалась» в коридор 50- 55 у.е. за сухую тонну. А о прибылях можно будет говорить, когда цена тонны сухой соломы будет снижена до 30 долларов. Однако, пока что это для многих бизнесменов - мечта и «камень преткновения».

Кроме стоимости сырья, есть еще и сложности по биохимии перегонки. Биомасса с высоким содержанием влаги, такая как сахарный тростник или кукурузные початки, несложно подвергается влажной ферментации, более простой и экономичной, чем «сухой» процесс. Тростник и кукуруза несложно ферментируются с помощью распространенных энзимов, а вот для соломы этот ход получается уже не подобной уж и легкий. Пока что для каждого вида сахаров нужен специфический фермент, то есть, в перегонный аппарат приходится запускать «целую команду энзимов», что здорово усложняет ход получения спирта.

Другая задача микробиологов состоит в том, для того чтобы создать термоустойчивые дрожжи, ибо те, что используются в ходе получения этанола сегодня, работают при высоких температурах недостаточно эффективно. Во время процесса перегонки, колонии дрожжей испытывают температурный стресс, и гибель этих живых культур ведет к тому, что молекулы этанола замещаются глицеролом, который забивает мыльной пеной всю систему водоснабжения аппарата. (читаем в брошюре «Fuel Ethanol», 2006г) Итак, выведение породы термоустойчивых дрожжей- мечта всех производственников.

И тем не менее этанол претендует на рол победителя бензина. Вот что о себестоимости этанольного биотоплива говорит начальник отдела технологии спирта ЗАО «Кристалл» Владимир Леденев: «Один декалитр спирта, который мы для водки гоним из пшеницы, по себестоимости не превышает 200 рублей, или всего 20 рублей за литр. И это питьевой спирт! В одной бутылке его доля - всего 3-4 рубля. Ну хорошо, еще есть вода, бутылка… Но все равно, как не крутите, более 10 рублей по себестоимости вы не наберете. Все остальное - акциз, налоги.

Что касается производства спирта на автомобильное топливо, то тут никаких проблем нет. Ни технологических, ни экономических. Единственная сложность - где вы возьмете столько зерна? А если вы решите в качестве сырья использовать солому или отходы деревообработки, так это уже совсем прочий процесс. Вам потребуются энзимы, особое оборудование. Стоимость будет заметно выше».

Русский путь- особый?

Закономерен вопрос, а каким образом Россия должна реагировать на зарождающуюся этанольную индустрию, которая, медленно, но верно набирает обороты? Когда о биотопливе враз заговорили руководители крупнейших мировых держав, то вряд ли за этим стоит некий «мировой сговор», призванный сбить спекулятивную составляющую в цене бензина.

С каждым годом добывать «черное золото» все сложнее. Президент Союза Нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль нередко ведет в пример историю крупнейшего в РФ месторождения - Самотлор. Выкачав 2 млрд тонн нефти, бурильщики «подарили» земле оставшуюся треть запасов. Найти месторождение, в котором был бы целый млрд тонн нефти во всем мире довольно сложно, а в истории с Самотлором как раз столько нефти мы «бросили». Чтобы достать ее теперь из недр, надо заново разрабатывать месторождение, нагонять давление в пласты, подводить воду… И как это сделать, для того чтобы себестоимость добытой нефти была оправданной, - никто в мире пока не знает. И видимо, судьба Самотлора, это лишь «первая ласточка» в общей тенденции, когда добытая из недр "чёрное золото" становится дороже золота. Значит, альтернатива «черному золоту» неизбежна.

Уже сегодня 10% добавка этанола в бензин считается хорошим тоном, и не за горами то время, когда весь мир примет новые стандарты на автомобильное топливо. В этой грядущей энергетической революции для России, как минимум, важно не остаться «у разбитого корыта». Ибо, с появлением новых стандартов на бензин, появятся и новые международные законы, как и экологические нормы, по которым, возможно наш старый добрый дизель, работающий на бензине и мазуте, надо будет отправить на свалку истории.

Новое, биодизельное топливо потребует и новых автозаправочных станций, а также заводов по производству этанола в промышленных масштабах. Готовы ли мы к этому?!

Совсем не хочется наступать на те же грабли, что и с авиадвигателями, которые в силу несоответствия стандартам по шуму и эмиссии, оказались не приемлимы для Европы, и российский авиапром резко потерял свое влияние на международном рынке.

Понятно, что лучше самому устанавливать «привила игры», нежели подчиняться чужим законам, и отыгрывать чужие интересы. Сегодня Россия находится в уникальной ситуации, когда международная экономика ей предоставила шанс резко изменить свой статус. «Ключ» к переходу от вялого постиндустриального пути роста к динамичному и высокотехнологичному, это, как ни странно, знакомый всем, этанол. Чтобы поддерживать экономику державы за счет нефтедолларов, не требуется ни большого количества промышленных предприятий, ни сотен тысяч высокопрофессиональных кадров, ни развитой социальной инфраструктуры. Поэтому в нашей стране десяток «нефтяных» олигархов, чьи капиталы поражают воображение даже западных коммерсантов, умудряются существовать рядом с миллионами озлобленных, полуголодных людей.

Стоит ли удивляться растущей безработице трудоспособного населения, огромному количеству семей, живущих за чертой бедности, бытовому криминалу на материальной почве, массовой миграции в мегаполисы, причем даже из «сырьевых районов» Сибири ?!

Этанол, как это ни парадоксально, способен изменить удручающую картину, переведя наше «государство внутреннего сгорания» на качественно прочий уровень. Ведь заводы по производству биотоплива потребуют целой армии специалистов- от микробиологов и спиртовиков до инженеров и программистов, не говоря уже о рабочих. Функционирование такого завода предполагает и создание вокруг него социальной инфраструктуры, что само по себе, явление положительное. Именно подобной изготовитель способен вдохнуть жизнь в наше село, давно страдающее от безработицы и безденежья. Удержать в провинции трудоспособное население, предложив ему веер современных специальностей- это больше, чем просто экономическая задача, дающая новые поступления в региональный бюджет. Это, в первую очередь, хорошее решение актуальной социальной проблемы угасания жизни в русских селах. Этанол способен «зажечь» провинцию в лучшем смысле этого слова, вдохнуть в нее жизнь. И зависеть это будет уже только лишь от политической воли Российского правительства. Поддержат ли наши государственные мужи перспективное биотопливное направление и зажгут ли они над Россией факел свободы, или же позволят пресловутому бензольному кольцу, затянуться на ней удушающей петлей?!

Автор: Анна Гаганова


http://www.rokf.ru/

Поделиться ссылочкой:

Оставить комментарий

домашней  в избранное 
О портале
Настройки :
Регион: не выбран!
Валюта: рубль

Поиск


> Топливо, нефть, газ > Бензин > Спирт вместо бензина
Написать письмо администрации temarema.ru © temarema.ru 2007-2017

Рейтинг@Mail.ru